Сейчас 10 гостей онлайн

 

16 октября 2019 года в Москве прошла научно-практическая конференция «Достижение целевых показателей снижения смертности в рамках реализации майского Указа Президента Российской Федерации. МКБ-10 в судебно-медицинской и патологоанатомической практике».

 

Клевно Владимир Александрович, начальник ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», доктор медицинских наук, профессор открывает конференцию 

Открывая мероприятие, начальник ГБУЗ МО «Бюро судебно-медицинской экспертизы», главный специалист по судебно-медицинской экспертизе Министерства здравоохранения Московской области, заведующий кафедрой судебной медицины ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, президент Ассоциации судебно-медицинских экспертов, д.м.н., профессор КЛЕВНО В.А. обозначил важность заявленной темы, сославшись в том числе на замечания премьер-министра Дмитрия Медведева, которые были высказаны им  14 октября текущего года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам.  Премьер, в частности, выразил возмущение фактами манипулирования статистикой смертности и подгонкой показателей под нормативные акты. Если такие случаи будут обнаружены, то последуют весьма неприятные меры для руководителей регионов, предупредил Д.А. Медведев. «Вранье это необходимо прекращать!», ‒ бескомпромиссно потребовал он.  

Профессор Клевно предложил участникам мероприятия попробовать разобраться в сложившейся ситуации, используя программу запланированной тематической научно-практической конференции.



С докладом выступает профессор Г.А. Александрова

Подробнее ...

Резолюция НПК «Сопоставление заключительного клинического и судебно-медицинского/патологоанатомического диагнозов – ключ к повышению качества оказания медицинской помощи и снижению показателей смертности в рамках реализации майского Указа Президента России».

19 июня 2019 года, г. Москва

Заслушав и обсудив выступления патологоанатомов, судебно-медицинских экспертов, руководителей Управлений координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Московской области все участники конференции констатировали ряд проблем, связанных с клинико-анатомическими сопоставлениями в оценке качества медицинской помощи:
  1. Клинико-анатомические сопоставления остаются важнейшей функцией контроля качества лечебно-диагностической работы. Случаи расхождения диагнозов должны быть предметом профессионального обсуждения в медицинском сообществе с принятием должных административных мер по устранению недостатков в оказании медицинской помощи.
  2. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовое регулирование вопроса сопоставления заключительного клинического и посмертного (патолого-анатомического и судебно-медицинского) диагнозов. Это порождает наличие многих проблем, в числе которых неоднозначная оценка и субъективизм патологоанатома, судебно-медицинского эксперта, представителей правоохранительных органов и системы страховой медицины  в трактовке действий врача-клинициста.
  3. Штрафные санкции за расхождения диагнозов, введенные Фондом обязательного медицинского страхования, ведут к искусственному занижению показателей расхождения диагнозов в медицинских организациях, к неверной статистической отчетности и сокрытию дефектов оказания медицинской помощи.
  4. Другой причиной, влияющей на снижение показателя расхождений диагнозов, является отказ от формулировки диагноза, допускающей существование помимо одного основного заболевания комбинацию нескольких заболеваний, влияющих в случае смерти на наступление летального исхода. Недоучет роли коморбидных заболеваний и отсутствие четких норм их использования в диагнозе создают трудности правильной оценки танатогенеза заболевания, ограничивает анализ заболеваемости и смертности по множественным причинам, что влечет за собой потерю части имеющейся информации и ослабляет контроль качества медицинской помощи со стороны прозекторской (судебно-медицинской и патологоанатомической) службы. Учитывая высокую распространенность мультиморбидной патологии в популяции, она должна находить своё отражение в определенных рубриках диагноза и подлежать обязательному статистическому учёту.
  5. Контроль качества диагностической и лечебной работы, повышение профессионального уровня врачей, оказывающих медицинскую помощь на догоспитальном и госпитальном этапах, не возможны без детального анализа и разборов летальных исходов на клинико-анатомических конференциях, одного из лучших достижений отечественной медицины, к сожалению, утративших нормативное регулирование в последних документах Минздрава России. На практике количество клинико-анатомических разборов летальных исходов в стационарах медицинских организаций каждый год уменьшается.
  6. Рассмотрение случаев расхождения клинического и судебно-медицинского диагнозов, установленных врачами судебно-медицинскими экспертами в медицинских организаций Московской области, остаются мало востребованными по причине низкой активности руководства медицинских организаций в подготовке и проведении клинико-анатомических конференций. Вследствие этого отсутствуют конкретные меры по устранению недостатков в оказании медицинской помощи населению Московской области.
  7. С учетом мирового опыта развитых стран рекомендовать передать вопросы кодирования заболеваний по МКБ-10 полностью в руки службы медицинской статистики.

Учитывая представленные данные, участники научно-практической конференции считают целесообразным дальнейшее изучение вышеперечисленных вопросов на уровне профессиональных медицинских обществ – Ассоциации судебно-медицинских экспертов и Российского общества патологоанатомов.

По итогам обсуждения было принято решение о создании рабочей группы с целью обсуждения и возможной реализации через изменения в Законодательных актах РФ, нормативной базе Минздрава России и ФОМС следующих предложений: 
разработать и утвердить методические рекомендации по сопоставлению заключительного клинического и посмертного (патолого-анатомического и судебно-медицинского) диагнозов;
  • принять положение, что сам факт расхождения диагнозов не должен отождествляться с дефектом оказания медицинской помощи:
  • разработать и утвердить в установленном порядке правила по организации и проведению комиссий по анализу летальных исходов (КИЛИ) и клинико-анатомических конференций (КАК);
  • привести в соответствие с 323-ФЗ и МКБ-10 (2017) и издать единые рекомендации Минздрава России по формулировке и кодированию диагнозов.