29–30 сентября в Москве в рамках Недели медицинского образования прошла VII международная конференция «РОСМЕДОБР-2016. Инновационные обучающие технологии в медицине» и V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине.

Фокус внимания участников конференции был направлен на новые формы повышения квалификации и допуска к деятельности медицинских работников в связи с обновлениями нормативной базы. На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам именно эти направления были названы в числе основных.

В последние годы проблемы повышения квалификации горячо обсуждаются врачами, представителями отраслевых и высших государственных органов власти, руководителями профессиональных обществ и образовательных организаций. В частности, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на XV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» подчеркнул необходимость вывести на новый уровень обучение врачей с использованием передовых технологий, которые следует применять, используя возможности специального портала непрерывного медицинского образования (НМО). По словам премьера, «… на нём в ближайшие годы будет размещено около двух тысяч учебных модулей для повышения квалификации по всем врачебным специальностям. А к 2018 году повышение квалификации с использованием этих модулей должны пройти не менее 260 тысяч врачей».

На вопрос «почему это нужно?» исчерпывающе ответил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «Нам нужны более качественные врачи. Мы пересматриваем систему высшего образования на основании профессиональных стандартов, которые сейчас разрабатываются по всем специальностям. Совместно с Минздравом России занимаемся внедрением системы НМО. Мы четко понимаем, куда нужно двигаться». Именно поэтому в числе прочих вопросов, поднятых на конференции, специалисты остановились на инновационных обучающих технологиях в медицине.

Работа конференции. Л. М. Рошаль (в первом ряду, третий слева).

В этой связи директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Татьяна Семенова уделила внимание анализу новых вызовов в системе подготовки кадров и подробно рассказала участникам конференции о внедрении НМО в РФ, профстандартах и реализации новой процедуры допуска к профессии. Что касается самого экзамена ‒ так называемой аккредитации, уточнила Татьяна Семенова, то процесс апробировали весной 2016 года.

Директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Семенова Т. В. общается с заинтересованными участниками конференции «РОСМЕДОБР-2016. Инновационные обучающие технологии в медицине».

Успешное прохождение аккредитации ‒ это допуск к работе с пациентами, пояснила Т. В. Семенова, отметив, что начало положено – первопроходцами стали выпускники медвузов (испытания прошли стоматологи и фармацевты). Они были протестированы; выполняли задания на симуляционном оборудовании; решали клинические задачи на собеседовании с членами аккредитационной комиссии. По данным Минздрава России, 90% выпускников успешно справились с тестами и почти 99% ‒ с практическими заданиями и собеседованием.

В ходе проведения пилотной аккредитации одновременно с получением результатов были получены и «локусы контроля» – выявились те проблемы, которые необходимо оперативно устранять. Своевременное обнаружение узких мест помогает не только пересматривать систему высшего образования врачей, но и менять представления специалистов о качестве системного пожизненного профессионального образования в контексте НМО. «Мы практически завершили пилотирование НМО и сейчас говорим о его повсеместном внедрении», ‒ констатировала Татьяна Семенова.

Для того чтобы врач получал качественное образование, каждое обучающее мероприятие должно проходить тщательный отбор, который сегодня является компетенцией специальной комиссии. В этой части еще много вопросов, и участники конференции имели возможность обсудить их на «круглом столе», посвященном взаимодействию профессионального сообщества, индустрии и провайдеров⃰ образовательных услуг. Достаточно остро врачи ставят вопрос о том, кого именно можно допускать к разработке учебных мероприятий, кто должен являться рецензентом⃰⃰ ⃰. Решением участников конференции этот вопрос признали требующим дальнейшего обсуждения на заседании Координационного совета по НМО при Минздраве России. Но уже сейчас очевидно, что роль провайдеров и рецензентов должны выполнять представители профессиональных общественных организаций.

Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава РФ, сформированный с целью координации деятельности и оптимизация сотрудничества Минздрава РФ и профессиональных медицинских организаций, утвердил в сентябре 2016 года Ассоциацию судебно-медицинских экспертов в качестве провайдера учебных мероприятий и электронных обучающих модулей.

В этой связи председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова отметила, что принципиально улучшить качество обучения по программам повышения квалификации врачей означает ‒ актуализировать содержание программ и предложить разные формы учебных мероприятий и материалов. Всё это уже делается сегодня при активном участии профессиональных обществ, заверила коллег Г. Улумбекова.

Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.

В ходе дискуссии выяснилось, что многих беспокоит вопрос и о том, как информировать о новых правилах повышения квалификации врачей, профессиональные общества и кадровые службы региональных органов управления здравоохранением? Участники дискуссии пришли к выводу о целесообразности подготовки Методических рекомендаций, которые следует направить в регионы РФ. Это стало одним из решений, принятых по итогам проведенной конференции.

Следует отметить, что в работе над формированием профессиональных стандартов и образовательных модулей, адресованных сообществу судебно-медицинских экспертов, принимают участие и члены Ассоциации судебно-медицинских экспертов (АСМЭ), представители которой были делегированы для обмена накопленным опытом с участниками VII международной конференции РОСМЕДОБР-2016. Пилотный проект Минздрава России по внедрению новой модели медицинского образования стартовал в конце 2013 года, ‒ напомнил коллегам президент АСМЭ, заведующий кафедрой судебной медицины ФУВ «МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского», д.м.н., профессор В. А. Клевно и рассказал о том, что, включившись в экспериментальное тестирование развивающегося проекта, уже в сентябре 2015 года руководители АСМЭ смогли подвести предварительные итоги по внедрению собственного пилотного проекта в рамках программы НМО. Эта программа была разработана специально для врачей – судебно-медицинских экспертов и направлена на повышение их квалификации, пояснил Владимир Александрович, отметив, что в ходе практического ее применения были протестированы возможности тандема медицинской организации и профессиональной ассоциации. Результаты этого тестирования, по его убеждению, позволили сделать вывод о том, что подобные тандемы способны не только обеспечивать реализацию практической части обучения специалистов, но и помогают аккумулировать материал, имеющий информационную и прикладную ценность для разработки нормативной базы НМО, типовых образовательных модулей и квалификационных требований по специальностям.

Ассоциация СМЭ уже сегодня может применить наработанный ею опыт, как для подготовки профессиональных стандартов и соответствующих методических разработок, так и для пересмотра системы высшего образования врачей, планирующих специализироваться по специальности «судебно-медицинская экспертиза», констатировал профессор В. А. Клевно.

В частности, как пояснил зам. заведующего, доцент кафедры судебной медицины ФУВ «МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского». к.м.н. О. В. Лысенко, благодаря успешно развивающемуся с 2014 года профессиональному некоммерческому сообществу «Ассоциация судебно-медицинских экспертов», на факультете усовершенствования врачей в 2016 году в МОНИКИ открыта кафедра судебной медицины. На кафедре разработаны 36-часовые программы дополнительного профессионального образования по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Таким образом, подчеркнул О.В Лысенко, те врачи – судебно-медицинские эксперты Московской области, сертификация которых прошла после 1 января 2016 года, получили возможность ежегодно осваивать 36-часовые программы дополнительного профессионального образования по нашей специальности в рамках пятилетних циклов, предусмотренных НМО.

«Врачи ‒ судебно-медицинские эксперты, наравне с врачами других специальностей, вступили в новый этап непрерывного медицинского образования», ‒ отметила заместитель начальника ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по экспертной работе, доцент кафедры судебной медицины ФУВ «МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского», к.м.н. Н. А. Романько. По ее словам, в судебно-медицинской службе Московской области уже созданы все предпосылки для перехода на новый этап НМО в рамках пятилетних циклов обучения. Наталья Александровна сообщила, что Ассоциацией реализуются и электронные учебные модули по специальности «судебно-медицинская экспертиза».

Этими наработками сообщества с коллегами поделился к.м.н. С. А. Кучук, заместитель начальника ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по организационно-методической работе, доцент кафедры судебной медицины ФУВ «МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского»: «Учитывая загруженность экспертов и график их работы, мы старались сделать модули доступными, хорошо структурированными и удобными для освоения. Каждый из них рассчитан на изучение в течении одного академического часа. А время, посвященное прохождению материала, содержащегося в каждом модуле, эквивалентно одной зачетной единице, которую получает врач, освоивший любой актуальный для него модуль, например, «Переломы длинных трубчатых костей»; «Черепно-мозговая травма» или «Секционная диагностика видов дислокации головного мозга»», ‒ разъяснил Сергей Анатольевич. Он уточнил, что таких модулей пока тринадцать и все они размещены на сайтах http://www.rosmedlib.ru, http://www.sovetnmo.ru, http://www.edu.ru. Чтобы получить доступ к модулям, врачу нужно пройти несложную процедуру регистрации.

Жаркая дискуссия. Рабочий момент конференции. В первом ряду — О. В. Лысенко, зам. заведующего кафедры судебной медицины ФУВ «МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского».

Как неоднократно подчеркивал Л. М. Рошаль, одним из ключевых моментов оптимизации системы высшего образования врачей следует считать ее пересмотр на основании профессиональных стандартов. То есть чтобы актуализировать содержание программ, необходимо ориентироваться на новые профессиональные стандарты врача. Пока еще не все их проекты по специальностям утверждены в окончательном варианте, но работа подходит к концу и требования новых профстандартов необходимо будет учитывать при обновлении профессиональных образовательных программ. Как подчеркнула зав. учебной частью кафедры судебной медицины ФУВ «МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского» к.м.н., доцент Г. В. Золотенкова, подготовить специалиста, отвечающего актуальным требованиям времени и работодателя, сегодня можно, опираясь на актуализированный профессиональный стандарт.

Ассоциация судебно-медицинских экспертов – единственное профессиональное сообщество – член Национальной медицинской палаты, является официальным разработчиком профессионального стандарта «врач — судебно-медицинский эксперт».

Являясь участником разработки проекта данного профстандарта, Галина Вячеславовна пояснила, что профессиональный стандарт – это характеристика квалификаций, необходимых работнику для осуществления профессиональной деятельности и мотивирующий его к профессиональному и карьерному росту. В IV квартале 2016 года, как она пояснила, запланировано широкое обсуждение проекта профстандарта среди представителей профессионального сообщества. Завершающим этапом работы над проектом станет редактирование, включающее внесение изменений в него всех существенных и конструктивных замечаний, полученных в ходе дебатов. После финального согласования с официальными разработчиками профессиональный стандарт будет представлен в Министерство труда России.

Уже сегодня эксперты, сертификация которых прошла после 1 января 2016 года, обязаны включиться в систему непрерывного медицинского образования. Понимая проблему переходного периода, Ассоциация СМЭ предусмотрительно обеспечила членам своего сообщества возможность интегрироваться в новую систему профобразования в максимально комфортном для них режиме. Президент ассоциации, профессор В. А. Клевно заверил, что уже сейчас освоение 36-часовых программ дополнительного профессионального образования, разработанных кафедрой судебной медицины факультета усовершенствования врачей в МОНИКИ; участие в образовательных мероприятиях, аккредитованных в Координационном совете по развитию НМО при Министерстве здравоохранения России, организованных АСМЭ, а также изучение электронных учебных модулей позволит врачам – судебно-медицинским экспертам Московской области ежегодно набирать необходимые им 50 зачетных единиц, в течение пяти лет ‒ 250 зачетных единиц, чтобы в дальнейшем они смогли получить допуск к аккредитации по специальности «судебно-медицинская экспертиза».

«Наши коллеги из регионов все чаще обращаются в Ассоциацию за разъяснениями по внедрению системы НМО, ‒ делится своими наблюдениями Владимир Александрович, ‒ многие из них спрашивают, как скоро завершится «этот эксперимент», имея в виду невозможность быстрой реализации системы НМО… И когда мы говорим, что это не эксперимент, а новые реалии, то нам не очень-то верят, ‒ печально улыбается профессор, добавляя:  Устаревшие установки стали для многих пленом, и освободиться из этого плена не так-то просто. Создавая Ассоциацию СМЭ мы консолидировались, чтобы доказать самим себе, что можем и должны меняться, шагая в ногу со временем. Ведь система не существует сама по себе ‒ ее создают люди. И если прежняя система себя изжила, значит пришло время создавать новую – жизнеспособную, эффективную и отвечающую требованиям нынешнего, а не прошедшего дня. Надеюсь, что именно в этом сейчас и участвует наша Ассоциация, прокладывая дорогу тем, кто пойдет за нами», ‒ заключил Владимир Александрович.

Провайдеры ‒ разработчики модулей для дистанционного обучения и модераторы мероприятий (конференций, мастер-классов, лекций и пр.).
 ⃰ Рецензенты ‒ квалифицированные представители профессиональных сообществ, которые несут ответственность за качество мероприятий и разрешают их проведение.
Для справки: Ассоциация СМЭ является провайдером и рецензентом учебных образовательных мероприятий и учебных электронных модулей по специальности «судебно-медицинская экспертиза».

Материал подготовлен при участии
пресс-службы Ассоциации АСМЭ