16 ноября 2016 года на базе ГБУЗ МО МОНИКИ имени М. Ф. Владимирского прошла научно-практическая конференция «Повышение эффективности медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Пути снижения смертности».
Инициатором проведения конференции стали Министерство здравоохранения МО и Ассоциация судебно-медицинских экспертов, пригласившая к участию в работе представителей УГИБДД ГУ МВД России по Московской области и профильных врачей, в том числе травматологов-ортопедов, врачей скорой помощи, территориального Центра медицины катастроф Минздрава МО, нейрохирургов, хирургов, терапевтов, главных врачей, заместителей главных врачей.
Профессор В. А. Клевно открывает конференцию
Приветствие участников конференции заместителем министра здравоохранения Московской области И. Г. Солдатовой
Московская область по-прежнему остается самым аварийноопасным субъектом РФ. Об Этом, в частности, свидетельствует и статистика, которую участникам конференции привел заместитель начальника ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по организационно-методической работе С.А. Кучук.
Заместитель начальника ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по организационно-методической работе С.А. Кучук
По словам Сергея Анатольевича, показатель смертности от ДТП, формируемый в ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», за 9 месяцев 2016 года значительно ниже, чем аналогичный показатель в 2014–2015 годах, но выше показателя по Московской области, Центральному федеральному округу и Российской Федерации.
Показатели смертности от дорожно-транспортных происшествий в Московской области в сравнении с РФ, ЦФО и ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» в 2012 – 2015 гг., в расчете на 100 тыс. населения
Проблемы, напрямую связанные с поиском путей снижения смертности при ДТП в области, взяты под особый губернаторский надзор. И в этой связи 15 мая 2016 г. в Министерстве здравоохранения МО был подписан Приказ № 995, регламентирующий порядок организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Московской области.
В ходе анализа текущей ситуации участники конференции сосредоточились на выявлении основных факторов, влияющих на показатели смертности от ДТП. В частности, полковник полиции, заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Московской области В. А. Севостьянов, также подчеркнув высокий уровень аварийноопасности региона, между тем привел обнадеживающую статистику.
Заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Московской области полковник полиции В.А. Севостьянов
Владимир Александрович отметил, что, благодаря более слаженной работе специалистов из разных ведомств и при соблюдении четких алгоритмов межведомственного взаимодействия, за 2015 год в области удалось снизить смертность при ДТП на 300 человек. Это, по оценке полковника, рекордное количество спасенных жизней за последние 15 лет! Он поблагодарил участников конференции – представителей межведомственных организаций за большую совместную работу, в которую все активно включились в 2015 году.
Среди проблем, влияющих на уровень выживания людей, попавших в ДТП, В.А. Севостьянов в том числе отметил удаленность медицинских учреждений и недостаточную укомплектованность машин скорой помощи специальным оборудованием, необходимым для реанимационных мероприятий. Он подчеркнул, что при транспортировке пострадавших «транспортное плечо» не должно превышать 25 км. Обеспечение этого стандарта позволило бы максимально широко использовать принцип «золотого часа» — важнейшего условия по своевременности оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Но, по признанию В.А. Севостьянова, отсутствие травмоцентров I-го уровня заметно осложняет задачу по транспортировке пострадавших с соблюдением жизнеобеспечивающих мер.
Главный врач ГБУЗ МО «Московская областная станция скорой медицинской помощи» А. В. Колесников подтвердил сведения, представленные полковником Севостьяновым, отметив некоторое улучшение ситуации. По сравнительным данным, которые Андрей Викторович привел за 10 месяцев 2015 года, когда было зафиксировано 7 044 случаев ДТП, и 10 месяцев 2016 года (5 921 случай), он сделал вывод о снижении ДТП на 16 процентов. Однако, подтверждая снижение общей смертности на 21 процентов, главный врач областной станции скорой медицинской помощи отметил при этом рост детской смертности. По его данным, за сопоставимый период в 2015 году погибли 10, а в 2016 — 13 детей. Всего же, по словам руководителя службы, в 2016 году было совершено 1 987 524 вызова, 5 921 из которых пришелся на ДТП. Среди пострадавших оказались 435 детей.
Комментируя ситуацию по оказанию скорой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Московской области в 2016 году, А. В. Колесников отметил, что время доезда бригад СМП до места ДТП до 20 минут составляет 94,8 процентов.
Доля смертности от общего количества пострадавших при ДТП за 10 месяцев 2016 года.
Главный внештатный детский ортопед-травматолог МЗ МО В.И. Тарасов указал на острую необходимость следовать предписаниям маршрутизации детей, пострадавших в ДТП с привязкой к системе областных травмоцентров с учетом структуры детской службы.
Главный внештатный детский ортопед-травматолог МЗ МО В. И. Тарасов
Виктор Иванович представил коллегам схему информационного взаимодействия при оказании медицинской помощи детям, пострадавшим в ДТП на территории московской области.
Схема информационного взаимодействия о детях пострадавших в ДТП
Анализируя ситуацию и оценивая имеющиеся областные ресурсы, главный внештатный ортопед-травматолог МЗ МО В. П. Волошин подчеркнул, что если на догоспитальном этапе важное значение имеют реанимационные бригады и реанимобили, то на госпитальном – сеть травмоцентров I-го (их 14%), II-го (79.6%) и III-го уровней (6.4%).
Главный внештатный травматолог-ортопед МЗ МО В. П. Волошин
Виктор Парфентьевич отметил, что основу созданных травмоцентров Московской области составляет травматологическая служба, в составе которой 50 самостоятельных травматологических отделений. Дополнительно развернуто 177 травматологических коек в составе хирургических отделений 10 районных больниц. Для лечения заболеваний, а также последствий тяжелых повреждений в результате дорожных травм, имеется 145 ортопедических коек: МОНИКИ (40); МОГВВ (45); МОЦВФТБ (30); Химки (15); Кашира (15). По оценке главного травматолога-ортопеда МЗ МО, общий коечный фонд составляет 2418 единиц.
Специалист представил некоторые статистические данные по 2016 году. По его сведениям, в ЛУ умерли 196 пострадавших в ДТП, из них в травмоцентрах — 183. Летальность составила 5%, в т. ч. в травмоцентрах — 5,2% (в 2015 г. было 6,5%). В ЛУ, где травмоцентров нет, в 2016 году умерли 12 пострадавших, (в 2015 г.— 15). Виктор Парфентьевич с удовлетворением сообщил, что за 9 месяцев 2016 года врачам удалось сохранить жизнь 37-ми пострадавшим.
Как подчеркнул профессор А. Н. Гуров (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского), качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи; правильность выбора методов профилактики и диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения запланированного результата. Он прокомментировал ход работы над Методическими рекомендациями по паспортизации травматологических центров медицинских организаций в интересах улучшения качества оказания медицинской помощи и пообещал, что уже в ближайшее время с рекомендациями сможет ознакомиться все медицинское сообщество.
О состоянии и перспективах развития нейротравматологической службы Московской области рассказал профессор А. М. Киселев (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского). По его мнению, по истечении полугодового периода действия приказа № 995 МЗ МО от 15 мая 2016 г. стали очевидными узкие места в части применении нового порядка организации оказания помощи нейротравматологического профиля пострадавшим при ДТП на территории Московской области. И это, как считает профессор Киселев, дает повод для их скорейшего обсуждения в министерстве с целью внесения необходимых корректив.
Данные по смертельным исходам в результате ДТП в 2014 – 2016 годах представил коллегам эксперт ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» А. В. Максимов, предложив рассмотреть результаты сопоставления клинического и судебно-медицинского диагнозов при смертельных исходах от ДТП в стационарах медицинских организаций Московской области за 9 месяцев текущего года.
Непосредственные причины смерти и сроки наступления летальных исходов
Сопоставление клинического и судебно-медицинского диагнозов при смертельных исходах от ДТП в стационарах медицинских организаций за 9 месяцев 2015 и 2016 гг. по данным ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»
Дефекты диагностики, лечения и организации лечебного процесса
Профильные врачи имели возможность выслушать специалистов НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, среди которых были Каленский В.О., Иванов П. А. и Бондарев В. Б., они подготовили доклад «Сложная и множественная травмы стопы у пострадавших в ДТП», где, в частности, подчеркивалась особая важность временного фактора при транспортировке пострадавших с некоторыми видами травм, при которых имеется всего единственный шанс для хирургии стопы в первые сутки.
Специалисты из ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского В. П. Волошин, С. А. Сараванан и Ж. С. Филлиповская напомнили коллегам об основных принципах диагностики и оказания реаниматологической помощи пострадавшим в ДТП с тяжелой сочетанной травмой, опираясь на концепцию ABCDE, когда важно помнить о времени и четко придерживаться алгоритма: сначала бороться с угрозой для жизни, а уже затем думать о дефинитивном диагнозе.
A • Airway – дыхательные пути
В • Breathing – дыхание
С • Circulation — кровообращение
D • Disability – состояние ЦНС
E • Expose – полный осмотр раздетого пострадавшего
И, продолжая «первый взгляд», начинать «реанимацию»:
A • Airway – защита шейного отдела позвоночника
В • Breathing – оксигенация
С • Circulation – остановка кровотечения
D • Disability – нейростатус
E • Expose – полный осмотр раздетого пострадавшего (понятие шире) + ТЕРМОКОНТРОЛЬ
Обосновывая значение контроля качества метода лучевой диагностики в выявлении повреждений у травматологических больных, специалист ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» Н.В Тарасова в своем докладе уточнила, почему при подозрении на сочетанные и множественные повреждения целесообразно отказаться от проведения стандартной рентгенографии, и предложила обсудить современную диагностику повреждений при помощи проведения спиральной компьютерной томографии. По мнению эксперта, этот метод обследования, проводимый в соответствии с предложенным алгоритмом, позволяет правильно, в ранние сроки установить объем повреждений и диагноз, что, в свою очередь, предопределяет тактику и качество рационального лечения пациента.
О способах фиксации нестабильных переломов таза и порядке их применения у пациентов на этапе реанимации доложили Н. Н. Заднепровский и д.м.н., профессор П. А. Иванов (НИИ СП им. Н. В. Склифосовского).
Об особенностях ведения пациентов пожилого возраста с переломом костей таза в сочетании с остеопорозом рассказал к.м.н. С. В. Донченко (ГКБ им. С. П. Боткина).
А. В. Неведров и д.м.н., профессор Иванов П.А. (НИИ СП им. Н. В. Склифосовского) поделились своим опытом в лечении открытых повреждений конечностей, полученных при дорожно-транспортных происшествиях.
Заведующая отделом экспертизы живых лиц ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» Е. Н. Григорьева ознакомила участников конференции с основными статистическими показателями по ДТП за 2015–2016 годы по проведению экспертиз живым лицам, пострадавшим в ДТП по Московской области. Так, по данным специалиста, в 2016 году в ДТП пострадали 2434 человека; на основании определения ГИБДД были проведены исследования 2261 пострадавшему; осмотрен 1651 потерпевший; по материалам административных дел проведено исследование 610 случаев. Учитывая накопленный практический опыт, Е. Н. Григорьева убеждена, что пора направить усилия на формирование новой концепции взаимодействия правоохранительных органов и судебно-
медицинской службы.
Оценка распределения смертельного дорожно-транспортного травматизма по различным территориальным образованиям не может проходить по единому стандарту, убежден судебно-медицинский эксперт К. В. Верещагин. Он считает, что уровень дорожно-транспортного травматизма находится в прямой пропорциональной связи с протяженностью федеральных дорог по территориальному образованию и никак не зависит от плотности проживающего в территориальном образовании населения.
Эксперт привел результаты анализа смертельных случаев дорожно-транспортного травматизма по одиннадцатому управлению МЗ МО и пришел к выводу о необходимости постоянного обмена информацией между структурными подразделениями СМЭ, администрацией районов, структурами УВД и ГИБДД районов.
Подводя итоги конференции, ее участники отметили обнадеживающие тенденции по снижению смертности при ДТП в Московской области, связав их в том числе с развитием, уплотнением и оптимизацией межведомственного сотрудничества.
НПК включена в План учебных мероприятий Ассоциации СМЭ на 2016 год и аккредитована Координационным советом по развитию НМО Минздрава РФ с присвоением 6 зачетных единиц (кредитов) – см. по ссылке: http://www.sovetnmo.ru/conf_posts/3114.html?SSr=100133a25309ffffffff27c__07e00b07090a2b-360c и получением 350 индивидуальных кодов подтверждения.
Материал подготовила Ольга Ёлкина, пресс-служба ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»
Материалы НПК «Повышение эффективности медицинской помощи при ДТП. Пути снижения смертности».
6 зачетных единиц (кредитов)
Научно-практическая конференция НПК «Повышение эффективности медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Пути снижения смертности» включена в План учебных мероприятий Ассоциации СМЭ на 2016 год и аккредитована Координационным советом по развитию НМО и ФО при Минздраве РФ с присвоением 6 зачетных единиц (кредитов). Для участников конференции выделено 300 индивидуальных кодов подтверждения.
Дата и время проведения конференции: г. Москва, ул. Щепкина, д. 61/2, ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, корпус 9, конференц-зал. 16 ноября 2016 г. Открытие в 10–00, Московское время MSK (UTC+3).
Контакты: Кучук Сергей Анатольевич, kuchuk@sudmedmo.ru
Специальности:
• судебно-медицинская экспертиза
Целевая аудитория:
• судебно-медицинская экспертиза
• травматология и ортопедия
Запись трансляции Телемедицинским центром МИАЦ МОНИКИ на видеохостинге Youtube по адресу:
https://youtu.be/E151Up9Itbk
Вложения: Priglashenie NPK DTP 16.11.16.pdf | [Приглашение НПК «Повышение эффективности медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Пути снижения смертности».] |
PROGRAMMA UM NPK DTP 16.11.2016.pdf | [Программа НПК «Повышение эффективности медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Пути снижения смертности».] |