Журнал «Судебная медицина» успешно прошел экспертизу в Scopus и был одобрен для индексации с 2021 года.

Экспертный совет по отбору журналов (Content Selection & Advisory Board, CSAB) завершил оценку журнала «Судебная медицина» и принял решение о включении его в Scopus. Индексация журнала в базе Scopus начнется с середины 2021 года, в индексацию будут включены все статьи, опубликованные в журнале с начала 2021 года. Ожидается так же, что в Scopus до конца 2021 года войдут статьи полного архива журнала с начала его издания. 


Журнал  «Судебная медицина» включен в базу данных RSCI.

Рабочая группа по оценке качества и отбору журналов приняла решение о включении журнала "Судебная медицина" в Russian Science Citation Index (RSCI). Пресс-релиз от 23 июня 2022 года.

 

Сейчас 73 гостей онлайн

Сегодня правоохранительные органы уделяют большое внимание исполнению государственных контрактов, в том числе и в сфере здравоохранения, выявляя в этой сфере множество нарушений, О том, как сегодня применяется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как определяется начальная максимальная цена контрактов и какие основные ошибки совершаются при ее определении, а также, как осуществляются закупки, их мониторинг и аудит рассказывает эксперт Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» Е. Е. Черных.

 
 
Сфера применения Федерального закона № 44 и его информационное обеспечение
Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, которые касаются планирования закупок товаров, работ и каких-либо услуг и регламентирует предусмотренные этим законом взаимоотношения между заказчиками и исполнителями. В законе также отражены особенности исполнения контрактов, мониторинга закупок товаров, работ и услуг, аудита и контроля в сфере закупок.
Для информационного обеспечения контрактной системы создана единая информационная система (ЕИС). В ЕИС происходит формирование, обработка и хранение данных, предоставленных всеми участниками контрактной системы. Кроме того, единая информационная система служит для контроля за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и не превышением предела или объема того финансового обеспечения, которое выделяется для осуществления закупок. В ЕИС предусмотрено использование усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания всех электронных документов.
Содержание ЕИС системы включает разнообразные элементы: планы-графики и информацию об их реализации; информацию об условиях, запретах, либо ограничениях допуска товаров; информацию о закупках; реестр всех контрактов, которые заключаются с заказчиками; единый реестр всех участников закупок; реестр недобросовестных поставщиков (своеобразный «черный список»), недобросовестных подрядчиков и исполнителей, реестр банковских гарантий. Помимо этого, в единой информационной системе находится библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов. В системе содержится реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, результатов по проведенным проверкам, выданных предписаний. Система также включает реестр единственных поставщиков товаров, производство которых создается, либо модернизируется и осваивается на территории Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать свои региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок. Необходимым условием является то, что указанные системы должны интегрироваться с ЕИС.
К данным, которые передаются в единую информационную систему необходимо относиться очень внимательно. Так, например, для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, которые позволяют потенциальному участнику сформировать свое предложение. В противном случае, это может стать предметом судебного разбирательства. Нередки обращения в арбитражный суд о признании закупки недействительной, если в ней отсутствуют сведения, необходимые для формирования потенциальным участником закупки своих предложений.
 
 
Планирование и обоснование закупок
 
При планировании всех закупок формируют и утверждают планы-графики и затем контролируют исполнение всех пунктов, указанных в документе. Планы-графики включают в себя разнообразные элементы. Во-первых, идентификационные коды закупок, которые определяются в соответствии со статьей 23-ей ФЗ № 44. Кроме того, план-график включает в себя наименование объекта закупки, объем финансового обеспечения для осуществления закупок, сроки осуществления планируемых закупок, а так же информацию об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ и услуг, в соответствие со статьей 20-ой Федерального закона № 44. Помимо этого, Правительством РФ устанавливаются требования к форме планов-графиков, порядок формирования утверждения планов-графиков, внесения изменений в указанных документах и порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе.
В соответствии с законом план-график формируется на срок, «соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете».
В планы-графики включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении того или иного планового периода. В этом случае информация, вносится в план-график закупок на весь планируемый период.
Основания для изменения плана-графика указаны в части 8-й статьи 16-й ФЗ № 44. Внесение изменений в план график может осуществляться не позднее, чем за один день до размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика.
Обоснование закупок происходит по правилам, которые указаны в статье 18 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». Обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Федерального закона. Статья 19 посвящена нормированию в закупочной отрасли, статья 22 определению начальной максимальной цены контракта. Ранее под обоснованием понималась обязанность заказчика подтвердить соответствие закупки установленным целям в виде отдельного приложения. Данное требование было отменено летом 2020-го года.
Оценка обоснованности закупок установленным нормам производится в ходе аудита в закупочной сфере. По результатам аудита определенная закупка может быть признана необоснованной. В этом случае те или иные контролирующие инстанции могут выдать предписания об устранении замечаний. Как правило, лицо, виновное в необоснованности закупки, привлекается к административной ответственности.
В связи с изменениями, которые были внесены в закон в 2019 году, были исключены обязанности обосновывать объект, способ закупки, и самое главное, начальную максимальную цену контракта во всех документах при планировании. Заполнять план закупок не нужно, он отменен как отдельный документ. Заказчики готовят только план-график.
 
Цена контракта. Методы определения начальной максимальной цены
Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Правила ее определения указаны в части первой статьи 22-й. Определение начальной максимальной цены контракта производится заказчиком при составлении плана-графика закупки.
Существует несколько методов определения начальной максимальной цены контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен, или, как его еще называют – анализ рынка, наиболее распространен. При этом методе начальная максимальная цена контракта формируется на основе рыночных цен для идентичных товаров, работ и услуг, а при их отсутствии, на основе цен однородных товаров, работ и услуг. Согласно закону, при применении метода сопоставимых рыночных цен информация о ценах «должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг».
Нормативные правовые акты, которые дополнительно разъясняют методику определения начальной максимальной цены контракта, отражены в методических рекомендациях приказа Минэкономразвития от 02.10. 2013 г..
Необходимо обратить внимание на факторы, влияющие на цену товаров. Например, цвет или дизайн могут увеличивать цену, но они не изменяют основные функции той продукции, которую необходимо закупить. Так, цены на один и тот же ноутбук могут различаться на 30% только из-за цвета или из-за дизайна. Это не существенная характеристика, так как она не влияет на работу компьютера. Именно поэтому предложения с дизайнерскими решениями не должны учитываться при расчете начальной максимальной цены контракта.
Работа для определения начальной максимальной цены делится на несколько этапов. Первый этап – сбор необходимой ценовой информации. Далее идет анализ полученных данных и приведение сведений в сопоставимую форму с использованием коэффициента вариации. Если ценовые значения однородны, то применяется формула расчета начальной максимальной цены контракта методом сопоставимых рыночных цен. Если же коэффициент вариации равен 33% и более, то цены не являются однородными и заказчику надлежит запросить новые ценовые предложения или вновь проанализировать возможные информационные источники, а затем пересчитать стоимость.
Надо очень внимательно относится к источникам информации о ценах при определении начальной максимальной цены контракта. Во-первых, необходимо направить запросы не менее, чем пяти поставщикам, подрядчикам или исполнителям. При этом следует выбирать более опытные компании, сведения о которых находятся в открытом доступе. В ответ организация-заказчик должна получить коммерческие предложения от этих поставщиков. Далее необходимо разместить запрос о ценах в единой информационной системе. Также в качестве источника информации может быть использована информация о ценах из реестра контрактов, который содержится в единой информационной системе. Еще один способ поиска информации – анализ общедоступной информации о ценах, которая может содержаться в рекламе, в различных каталогах, в данных Росстата, в публикациях государственных, муниципальных органов, в общедоступных изданиях. Информацию можно получить из результатов сторонней оценки рыночной стоимости, из данных информационно-ценовых агентств, из отчетов уполномоченных органов, в котировках электронных площадок и бирж. Не следует использовать информацию о ценах от лиц из реестра недобросовестных поставщиков или из анонимных источников или учитывать данные, которые не содержат расчета цены товара, работы либо услуги.
При применении метода сопоставимых рыночных цен можно выделить несколько основных нарушений.
Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика. Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен.
Нельзя основываться только на коммерческих предложениях. Рекомендуется помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации. Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов
Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем. Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.). Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование начальной максимальной цены контракта, значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т. д.). Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки. Поэтому расчет начальной максимальной цены, произведенный произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены, так как не учитывается скидка за увеличение объема поставки.
Ошибка, если в коммерческом предложении не указан срок его действия. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность использования цен на момент расчета начальной максимальной цены контракта.
Коммерческие предложения не могут взяться из неизвестных источников, происхождение которых заказчик не может объяснитьконтролеру. Заказчиком не направлялись официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. В этом случае начальная максимальная цена контракта является необоснованной.
Второй метод определения начальной максимальной цены контракта – нормативный метод. Он применяется в случаях, когда предельные цены на товар, работу или услуги, установлены в актах о нормировании, которые приняты в соответствие со статьей 19-й Федерального закона № 44. Для расчета начальной максимальной цены контракта используется информация о предельных ценах товара, работы или услуги, согласно ведомственному перечню. При этом используется информация о предельных ценах, которые размещены в единой информационной системе. Формула расчета начальной максимальной цены контракта определяется путем умножения объема товара, работ, услуг, которые закупает заказчик, на предельную цену на единицу товара, работ или услуг.
Следующий методтарифный метод. Он применяется, если цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами, например, при закупке тепла, водоснабжения, электроэнергии, услуг почтовой связи и т. п. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Проектно-сметный метод применим только для отдельных видов работ (строительные, ремонтные работы). При расчете начальной максимальной цены контракта за основу берется проектная документация, которая составляется на указанную работу, и в которую входит непосредственно сметная стоимость работ. Сметная стоимость определяется по методике, которая утверждена постановлением Госстроя от 5-го марта 2004-го года. Если строительство, реструктуризация, либо техническое перевооружение оплачивается из средств федерального бюджета, необходимо проводить госэкспертизу документации, и проверить, достоверна ли сметная стоимость. При этом необходимо пользоваться нормами Постановления правительства от 18-го мая 2009-го года.
Затратный метод используется в случае невозможности применения иных методов. Начальная максимальная цена контракта определяется на основании сумм произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Для того, чтобы получить информацию о прибыли необходимо проанализировать контракты из единой информационной системы, и другие общедоступные источники. Информация может быть поучена из информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
 
Ответственность за нарушения
 
Ответственность за нарушение порядка обоснования начальной максимальной цены контракта предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. По какой именно статье КоАП РФ будет оценено правонарушение и назначено наказание, во многом зависит от позиции контрольного органа или суда.
Если закупочная документация утверждена с нарушениями, то должностное лицо заплатит минимальный штраф – 3000 рублей. Например, если заказчик в обосновании начальной максимальной цены контракта написал, что для расчета цены использовались сведения от трех поставщиков (метод сопоставимых рыночных цен), но реквизиты коммерческих предложений не указал. Специалисты ФАС в подобных случаях находят в действиях работника контрактной службы признаки правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ, так как в данном случае была указана недостоверная информация или информация была достоверная, но доказать это не представлялось возможным. Или, например, заказчик обосновал начальную максимальную цену контракта проектно-сметным методом, однако смету в документацию не включил и не указал, по какому документу рассчитал стоимость работ. Контролеры оштрафовали руководителя, так как начальная максимальная цену контракта не была обоснована наличием документации.
КоАП РФ предусматривает и более серьезные наказания. Если в единой информационной системе опубликованы документы с нарушением ФЗ -№ 44, то за это нарушение должностное лицо оштрафуют на 15 тыс. рублей, по статье 7.30 часть 1.4 КоАП РФ,
При нарушении порядка или формы обоснования начальной максимальной цены контракта, штраф будет составлять 10 тысяч рублей (статья 7.29.3 часть 2 КоАП РФ). Есть судебная практика, которая говорит о том, что применять часть вторую статьи 7.29.3 КоАП РФ за нарушение обоснования начальной максимальной цены контракта в той или иной документации нельзя. Эту санкцию применяют только за нарушение обоснования цены на этапе планирования. Если же заказчик, например, не обоснует начальную цену достоверными сведениями, то может наступить уже уголовная ответственность за. мошеннические действия.

Подробнее...

Расследования уголовных преступлений в области медицинской деятельности – сложная и многоэтапная процедура. Каждая стадия имеет важное значение и свои особенности, которые необходимо знать, чтобы в полной мере пользоваться своими правами. О том, какие действия предпринимают лица, ведущие расследование, каков порядок и перечень следственных действий, как проходит судебный процесс и об иных процессуальных и криминалистических особенностях расследования преступлений в сфере здравоохранения рассказывает Юрий Торбин, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Всероссийского государственного университеты юстиции (РПА Минюста России).

Уголовное судопроизводство. Основы
Уголовное судопроизводство – род деятельности уполномоченных государством лиц по расследованию преступлений, возбуждению уголовных дел, судебному рассмотрению, установлению виновного и определении ему меры наказания. Регулируется уголовно-процессуальным законодательством.
В соответствии с законом, основное предназначение уголовного судопроизводства состоит в защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления и защите личности от необоснованного уголовного преследования и наказания.
Выделяют три основные функции уголовного судопроизводства: функция уголовного преследования, защиты от уголовного преследования и рассмотрения и разрешения уголовного делав суде. Деятельность всех участников уголовного судопроизводства базируется на основополагающих принципах – законности и презумпции невиновности. Никто не может быть признан виновным до тех пор, пока не вступил в законную силу приговор суда.
Стадии уголовного судопроизводства — это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части уголовного процесса. В уголовном судопроизводстве России выделяют две основные части — досудебное и судебное производство.
 
Сообщение о преступлении
Досудебное производство начинается с момента сообщения о преступлении. В сфере здравоохранения, как правило, обращения в правоохранительные органы поступают от самого пациента или его родственников, которые считают, что из-за неправильного лечения наступили какие-либо негативные последствия для здоровья.
Сообщение о преступлении не влечет автоматически возбуждения уголовного дела, но дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять его и провести по нему проверку в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). По итогам проверки выносится постановление о возбуждении уголовного дела, либо постановление об отказе возбуждения уголовного дела, если нет признаков состава преступления.
С 2013 перечень действий, которые могут проводит следователи и дознаватели в ходе такой проверки значительно расширен. При проверке сообщения о преступлении следователи вправе получать: объяснения, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебно-медицинскую экспертизу (СМЭ) и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом медицинская документация (история болезни, результаты проведенных диагностических исследований и т. п.) должны предоставляться в подлинниках.
Расследование преступлений медицинских работников – весьма трудоемкий вид следственной деятельности, так как для объективной оценки требуются достаточно специфичные профессиональные знания, которые выходят за рамки подготовки сотрудников следственных органов.И именно получение следователем медицинской документации, привлечение специалистов, которые в силах дать ей компетентную оценку, помочь поставить правильные вопросы перед судмедэкспертами могут оказать наиболее важное значение при расследовании.
Проверка сообщения о преступлении проводится в течение 3 суток с момента поступления сообщения, но если нет возможности установить признаки состава преступления в указанный срок, то срок проведения проверки может быть продлен до 10 суток. При необходимости проведения судебно-медицинских экспертиз, или, например, проведения оперативно-розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, вправе продлить этот срок до 30 суток, указав конкретные обстоятельства, которые понадобились для увеличения срока.
Есть несколько важных аспектов этого этапа досудебного производства, на которые следует обратить внимание. Так, в ходе проверки сообщения о преступлении, следователь не проводит допроса (это не предусмотрено УПК РФ), а получает объяснения от лиц, которые могут в дальнейшем стать подозреваемыми.Объяснения, полученные в ходе доследственной проверки, не является доказательством по уголовному делу – это оперативный документ, который служит источником информации для следователя для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Медицинские работники могут отказаться давать объяснения. По статье 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Кроме того, в соответствии с УПК РФ, бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения. Более того, на этом этапе опрашиваемый не предупреждается (а соответственно и не несет ответственности) за дачу заведомо ложных показаний. Но надо учитывать, что отказ от дачи объяснений следователями воспринимается негативно, заставляет думать, что врач, отказывающийся давать объяснения не заинтересован в объективном рассмотрении дела и в конечном итоге может иметь отрицательные последствия для медиков. Уже на этом этапе целесообразно привлечь адвоката, который поможет не растеряться и выстроить правильную линию поведения.
Кроме того, следователь еще до возбуждения уголовного дела, может давать поручение о проведении целого ряда оперативно-розыскных мероприятий,которые проводятся на основании судебного решения. В них может войти не только истребование документов, но и контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и т. п.
Что касается проведения судебно-медицинской экспертизы, то следователь имеет право назначить ее на этом этапе досудебного разбирательства, но, как правило, экспертиза занимает довольно длительное время, не менее 30 дней,— максимальный срок проведения проверки, поэтому объяснения очень важны для принятия следователем решения об отказе или возбуждении уголовного дела. Уголовное дело не возбуждается, если нет признаков состава преступления.
Предварительное расследование
После того как установлены признаки состава преступления, возбуждается уголовное дело и наступает следующий этап – предварительное расследование. В его задачи входитисследование доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, и т. п.
Предварительное расследование производится в одной из двух форм – предварительного следствия или дознания.
Как правило, преступления, по которым проводится дознание – это преступления небольшой и средней тяжести. Например, статья 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» (все статьи, по которым проводится дознание перечислены в статье 150 УПК РФ). Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В связи со сложностью расследования «медицинских» преступлений, длительности и тщательности комплексных экспертиз нередко сроки предварительного следствия продлеваются. Срок может быть продлен до 3 месяцев.

Подробнее...

Большинство «медицинских дел», по которым медицинских работников привлекают к уголовной ответственности находится в ведении Следственного Комитета РФ. Статистические данные ведомства свидетельствуют о неуклонном росте числа дел, которые возбуждаются против врачей. Какие факторы способствуют росту обращений в правоохранительные органы и какие подходы применяются в СК России к расследованию уголовных дел в сфере медицины? Об этом читайте в статье, которая подготовлена по мотивам выступления Геннадия Веригина, подполковника юстиции, заместителя руководителя контрольно-следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия, на конференции «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения» в Петрозаводске.
 
Общение как профилактика
Число уголовных дел, которые возбуждаются в отношении медицинских работников имеют устойчивую тенденцию к росту. Об этом говорит статистика, но обращает на себя внимание один показательный момент – растет не просто число уголовных дел, но число уголовных дел, которые были возбуждены по прямым обращениям граждан в Следственный комитет.
Например, если обратиться к статистике по Республике Карелия, то в 2020 году в следственное управление поступило 28 обращений по поводу некачественно оказанной медицинской помощи, такие же показатели были и в 2019 году, и в 2018 году. Однако при этом в 2020 году из 28 обращений22 поступило непосредственно от граждан, в то время, как в 2019 году прямых обращений от граждан в следственные органы было 17 из 28, а в 2018 году – всего 12 из 28. Что же побуждает людей обращаться в Следственный комитет все чаще?
Согласно статистическим данным, большинство медицинских работников обвиняются в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.2 ст.109 УК РФ). Так, в 2020 году в Республике Карелия было возбуждено 18 уголовных дел и из них — 14 дел возбуждены именно по этой статье. Конечно, родственники умерших пациентов хотят знать причины, по которым умерли их близкие. И практика Следственного комитета говорит о том, что причиной обращения граждан в СК, являются не столько объективные факторы, связанные с тяжестью заболевания, сколько субъективные, которые порождаются отсутствием внимательного отношения к пациентам или к их родственникам. Люди жалуются на холодное отношение, на то, что им никто ничего не объясняет. Фактически граждане хотят только одного – разобраться и понять умер ли их близкий человек потому, что его нельзя было спасти, или все же была допущена ошибка, но так как никто из врачей не предоставляет им подобной информации, они вынуждены искать правду в Следственном комитете.
Часто врачи ссылаются на невозможность предоставить информацию родственникам умерших пациентов, ссылаясь на врачебную тайну. Однако только доверие между врачом и пациентом может привести к взаимопониманию, а оно «зарабатывается» открытостью. Поэтому, конечно, необходимо давать родственникам знакомиться с медицинской документацией, разъяснять, что именно произошло. На практике не возникает ситуаций, когда родственник умершего пациента, которому бы, врачи разъясняли причины произошедшего, впоследствии обвинял бы их в раскрытии врачебной тайны. Тем более, сейчас законодательных препятствий для раскрытия информации стало меньше. Напомним, что в июле 2021 года Президент РФ подписал закон, устанавливающий правовой механизм предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, родственникам умершего пациента. Закон предусматривает, что близкие родственники или лица, которые указаны в согласии пациента, смогут знакомиться с его медицинской документацией, а также получать медицинские документы и выписки из них, в том числе после смерти пациента.
 
Нет дела без причины
Стоит признать, что не всегда, даже получив максимально-полный доступ к медицинской документации и информации о том, что именно повлекло тяжкий вред здоровью или смерть пациента, граждане остаются удовлетворены полученными ответами от врачей. Часть из них все равно обращается с заявлением в следственные органы. Следователи обязаны реагировать на каждое обращение и расследовать обстоятельства дела.
Важно понимать, что наступление уголовной ответственности наступает только тогда, когда доказана прямая причинно-следственная связь между действием медработника и наступившими последствиями. Пока она не доказана, не может быть собран состав преступления.
Основой для установления такой связи является проведение комиссионной судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). СМЭ – основная доказательная база на которую опираются следователи.
Медицинские работники должны быть готовы к тому, что таких экспертиз будет проведено несколько, поскольку очень часто пострадавшие пациенты или их родственники не доверяют тем СМЭ, которые проводятся в том же регионе, где проходило лечение, приведшее к тяжким для пациента последствиям. Пациенты убеждены в высокой степени корпоративной солидарности медицинских работников, в том числе и экспертов. Часто, познакомившись с результатами первой СМЭ, просят назначить экспертизу в других регионах.
Однако порой даже проведения СМЭ в другом регионе бывает недостаточно. Установление прямой причинно-следственной связи – крайне сложная задача. Очень часто медицинская помощь оказывается на нескольких этапах, начиная от районной поликлиники до республиканской больницы, или даже больницы в другом регионе. Экспертами достаточно часто устанавливаются те или иные дефекты медицинской помощи на разных этапах ее оказания, но при этом они не состоят в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями.
Также часто выводы экспертов расходятся между собой. Например, в одном регионе эксперты установили прямую причинно-следственную связь, в другом – нет. Нередко при подобных расхождениях в выводах экспертов, тоже назначаются дополнительные СМЭ, следователи просят экспертов ответить на дополнительные вопросы, так как до того, как направить дело прокурору на утверждение обвинительного заключения, следователь должен быть уверен в том, что доказательная база собрана в полном объеме. Поэтому по одному делу может быть проведено весьма внушительное количество экспертиз. Если дело доходит до суда, то все противоречия между заключениями экспертов трактуются в пользу обвиняемого.
Отметим, что при наличии косвенной связи между действиями медработника и наступившими последствиями, как правило, дело в суд не направляется и уголовное дело прекращается.
 
Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн курсе для медицинских работников по вопросам права https://www.vrachprav-nmp.ru
 
Материал подготовлен в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)

Подробнее...

Национальная Медицинская Палата приглашает медицинских работников принять участие в бесплатном образовательном курсе, на котором юристы рассматривают наиболее частые ситуации привлечения медработников к гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Эксперты Национальной медицинской палаты разъясняют правовые аспекты оказания медицинской помощи, права медработников и пациентов, разбирают эффективные методы профилактики правонарушений и средства правовой защиты интересов сотрудников медучреждений в уголовном и гражданском судопроизводстве. В качестве примеров используются случаи реальных судебных дел.
Курс носит практическую направленность и способствует не только совершенствованию теоретических знаний, но и формирует компетентность для применения полученных знаний в повседневной практике.  Сейчас в курс предлагает рассмотреть слушателям следующие темы:
  • «Моральный вред: причины и основания для взыскания с медицинских организаций компенсации морального вреда, оценка правомерности требований»;
  • «Уголовная ответственность врача за оказание медицинской помощи: статьи Уголовного кодекса РФ,  проверка правильности действий медицинского работника правоохранительными органами»;
  • «Когда врач невиновен: крайняя необходимость и обоснованный риск»;
  • «Добровольное информированное согласие и его роль в предупреждении правонарушений в здравоохранении»;
  • «Правовые основы обращения медицинских изделий»;
  • «Предупреждение дефектов оказания медицинской помощи и нарушений прав пациентов»;
  • «Коррупционные нарушения в здравоохранении»;
  • «Административная ответственность медицинских работников. Роль адвоката»;
  • «Дефекты оказания медицинской помощи с точки зрения судебно-медицинской экспертизы».

 «Обучающие модули включают различные разделы права применительно к медицинской деятельности: гражданско-правовой ответственности медицинских работников и медорганизаций, уголовной и административной ответственности медицинских работников. При подготовке курса юристы организации проанализировали базу судебных решений по «врачебным» делам за последние пять лет. Из нее следует, что чаще всего рискам судебного преследования подвергаются врачи-акушеры, реаниматологи, хирурги и педиатры»,— отмечает руководитель юридической службы НМП Лилия Айдарова.

 
Каждый заинтересованный может пройти обучение на сайте https://vrachprav-nmp.ru/. Для этого нужно просто зарегистрироваться. 
Также на сайте Национальной Медицинской Палаты возобновил работу центр он-лайн правовой поддержки медицинских работников: https://nacmedpalata.ru/index.php?action=show&id=7926
Юристы НМП готовы оказывать бесплатную юридическую помощь на досудебном этапе врачам по различным аспектам медицинской деятельности: трудовое право, оплата труда, социальная защита, применение Закона «О защите прав потребителей», аккредитация специалиста, вопросы гражданско-правовой и административной ответственности медицинских организаций, уголовной ответственности медицинских работников, лицензирование, общеправовая работа. Срок ответов на ваши вопросы будет составлять до трех недель. 
Проект реализуется в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»).

Подробнее...

 С 1 сентября свидетельства о смерти будут оформляться в электронном виде

 
31 мая 2021 года Минюст РФ зарегистрировал Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.04.2021 № 352н «Об утверждении учетных форм медицинской документации, удостоверяющей случаи смерти, и порядка их выдачи».
 
Приказ утвердил новую учетную форму № 106/у «Медицинского Свидетельства о смерти», а также учетную форму № 106-2/у «Медицинского Свидетельства о перинатальной смерти» и порядок их выдачи.
 
Согласно новому Приказу медицинское свидетельство о смерти будет формироваться в электронном виде, с последующей передачей информации в ЕГИСЗ и направлением для регистрации в ЗАГС.
 
С помощью этого реестра регулятор (Минздрав РФ) сможет получать, агрегировать и анализировать смертность в нашей стране в режиме реального времени, а не месяц, и тем более, год спустя. 
 
Этот сервис позволит собирать те самые первичные данные, о которых так много говорится в последне время.
 
Центром по разработке СЭМД   ЦНИИОИЗ были выполнены СЭМДы «Медицинское свидетельство о смерти» и «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти».
 
Актуальные версии размещены на портале  ЕГИСЗ https://portal.egisz.rosminzdrav.ru

Подробнее...

 Ассоциация судебно-медицинских экспертов выносит на обсуждение проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации».

 
Уважаемые коллеги, предлагаем вам ознакомиться с проектом приказа и провести обсуждение данного документа с членами вашего коллектива.
Ответы, замечания и предложения, оформленные в соответствии с прилагаемой таблицей, просьба прислать до 25.03.2021 г. по адресу associationsme@mail.ru

На сайте Национальной Медицинской Палаты возобновил работу центр он-лайн правовой поддержки медицинских работников https://nacmedpalata.ru/index.php?action=show&id=7926

Юристы НМП готовы оказывать бесплатную юридическую помощь на досудебном этапе врачам по различным аспектам медицинской деятельности: трудовое право, оплата труда, социальная защита, применение Закона «О защите прав потребителей», аккредитация специалиста, вопросы гражданско-правовой и административной ответственности медицинских организаций, уголовной ответственности медицинских работников, лицензирование, общеправовая работа. Срок ответов на ваши вопросы будет составлять до трех недель.

Также Специалистами Института развития медицинского законодательства при Союзе медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» — учеными-правоведами, медицинскими работниками, имеющими юридическое образование, подготовлены научно-популярные статьи по наиболее актуальным вопросам юридической ответственности медицинских работников.  С ними можно также ознакомиться на странице Он-лайн центра правовой поддержки медицинских работников.

Проект реализуется в рамках гранта президента Российской Федерации.

Подробнее...

 Национальная медицинская палата запустила образовательный курс для врачей.

Национальная Медицинская Палата запустила бесплатный образовательный курс для медицинских работников, на котором юристы рассматривают наиболее частые ситуации привлечения медработников к гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Эксперты Национальной медицинской палаты разъясняют правовые аспекты оказания медицинской помощи, права медработников и пациентов, разбирают эффективные методы профилактики правонарушений и средства правовой защиты интересов сотрудников медучреждений в уголовном и гражданском судопроизводстве. В качестве примеров используются случаи реальных судебных дел.
Курс носит практическую направленность и способствует не только совершенствованию теоретических знаний, но и формирует компетентность для применения полученных знаний в повседневной практике.  Сейчас в курс предлагает рассмотреть слушателям следующие темы: 
  • «Моральный вред: причины и основания для взыскания с медицинских организаций компенсации морального вреда, оценка правомерности требований»;
  • «Уголовная ответственность врача за оказание медицинской помощи: статьи Уголовного кодекса РФ,  проверка правильности действий медицинского работника правоохранительными органами»;
  • «Когда врач невиновен: крайняя необходимость и обоснованный риск»;
  • «Добровольное информированное согласие и его роль в предупреждении правонарушений в здравоохранении»;
  • «Правовые основы обращения медицинских изделий»;
  • «Предупреждение дефектов оказания медицинской помощи и нарушений прав пациентов»;
  • «Коррупционные нарушения в здравоохранении»;
  • «Административная ответственность медицинских работников. Роль адвоката».

«Обучающие модули включают различные разделы права применительно к медицинской деятельности: гражданско-правовой ответственности медицинских работников и медорганизаций, уголовной и административной ответственности медицинских работников. При подготовке курса юристы организации проанализировали базу судебных решений по «врачебным» делам за последние пять лет. Из нее следует, что чаще всего рискам судебного преследования подвергаются врачи-акушеры, реаниматологи, хирурги и педиатры»,— отмечает руководитель юридической службы НМП Лилия Айдарова.

Каждый заинтересованный может пройти обучение на сайте https://vrachprav-nmp.ru. Для этого нужно просто зарегистрироваться.

Также на сайте Национальной Медицинской Палаты возобновил работу центр он-лайн правовой поддержки медицинских работников: https://nacmedpalata.ru/index.php?action=show&id=7926

Юристы НМП готовы оказывать бесплатную юридическую помощь на досудебном этапе врачам по различным аспектам медицинской деятельности: трудовое право, оплата труда, социальная защита, применение Закона «О защите прав потребителей», аккредитация специалиста, вопросы гражданско-правовой и административной ответственности медицинских организаций, уголовной ответственности медицинских работников, лицензирование, общеправовая работа. Срок ответов на ваши вопросы будет составлять до трех недель.

Национальная Медицинская Палата

Подробнее...

Министерство здравоохранения РФ опубликовало проект изменений в приказ № 891н от 24 августа 2020 года, которым в 2020 году устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста на фоне пандемии коронавируса. Положения приказа предлагается продлить еще на год.

Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 30 декабря 2020 года.

Приказом № 891н устанавливается, что председатель аккредитационной комиссии вправе в случае неблагоприятной эпидемиологической ситуации в регионе проводить тестирование (первый этап аккредитации) дистанционно, а также переносить сроки аккредитации или ее отдельных этапов на более поздний срок. Кроме того, вводится возможность подать документы в электронном виде.

Правом переносить сроки аккредитации осенью 2020-го воспользовались в Москве, где по состоянию на 10 декабря аккредитация не началасьоб этом сообщил член Координационного совета по непрерывному медобразованию Минздрава РФ Залим Балкизов, выступая на XI общероссийской конференции «Частное здравоохранение: эволюция».

По его словам, мэр Москвы Сергей Собянин обратился в Минздрав с просьбой продлить «до завершения острого периода эпидемии» действие ведомственного приказа № 327н от 14 апреля 2020 года, согласно которому медработники имеют право устраиваться на работу без наличия свидетельства об аккредитации. Такая норма была введена одновременно приказом Минздрава и правительственным постановлением № 440.

Балкизов отметил, что документ министерства может быть продлен только тогда, когда будут продлены № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и правительственное постановление № 440. Ранее приказом был введен мораторий на получение свидетельства об аккредитации, но в сентябре запрет был снят, и было решено поэтапно до конца 2020 года провести аккредитацию для всех получивших высшее и среднее профессиональное образование, выпускников ординатуры и тех, кто прошел профессиональную переподготовку.


Минздрав с 1 января 2021 года намерен ввести новое положение об аккредитации, подробно описывающее содержание портфолио медработника. Проверка портфолио с февраля 2020 года является единственным этапом в периодической аккредитации, которая с 2021 года будет проводиться раз в пять лет для всех категорий медработников.

Подробнее: https://regulation.gov.ru/projects#npa=111752

Подробнее...

Присяжные оправдали врачей Белую и Сушкевич по делу об убийстве младенца в калининградском роддоме «Вынесен вердикт о невиновности Елены Белой и Элины Сушкевич, в связи с чем они считаются оправданными», — прозвучало в суде. Сергей Капранов постановил освободить медиков из-под домашнего ареста. Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован в течение десяти дней. Елена Белая поблагодарила участников процесса. Элина Сушкевич расплакалась в зале суда.

Подробнее...

Председателям аккредитационных комиссий Минздрава России Руководителям образовательных и научных организаций, осуществляющих подготовку cпециалистов в сфере здравоохранения.

В сети интернет «гуляет» письмо председателя аккредитационной комиссий города Москвы Гайнулина Ш. М. о том, что в связи с нестабильностью санитарно-эпидемиологической ситуации в городе Москве, связанной с новой коронавирусной инфекцией представляется нецелесообразным проведение аккредитации в настоящий период.

Руководители ведущих вузов города Москвы и Правительство города Москвы не подтверждает позицию Гайнулина Ш. М. Эта позиция также не согласована с Союзом «НМП».

Данное письмо является личной инициативой Гайнулина Ш. М.

На втором этапе аккредитации специалиста исключено   проведение   оценки реанимации искусственные вдох практических навыков по базовой сердечно-легочной «изо рта в рот».

С уважением, 

президент Союза «НМП» Л. М. Рошаль


Уважаемый Леонид Михайлович! 

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении (далее – Департамент) сообщает о государственной регистрации приказов Минздрава России от 04.08.2020 № 806н «О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н» (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2020 № 59690), от 24.08.2020 № 890н «О признании утратившим силу пункта 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 17.09.2020 № 59943) и от 24.08.2020 № 891н «Об особенностях проведения аккредитации специалиста в 2020 году» (зарегистрирован Минюстом России 17.09.2020 № 59942) (далее вместе – приказы). Вместе с тем в связи с обращениями председателей аккредитационных комиссий Минздрава России в субъектах Российской Федерации (далее – председатели аккредитационных комиссий) по вопросам применения приказов, Департаментом подготовлено соответствующее информационное письмо. В связи с изложенным просим Вас оказать содействие в информировании председателей аккредитационных комиссий по указанному вопросу.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в связи с государственной регистрацией приказов Минздрава России от 04.08.2020 № 80бн «О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н» (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2020 № 59690), от 24.08.2020 № 890н «О признании утратившим силу пункта 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 17.09.2020 № 59943) и от 24.08.2020 № 891н «Об особенностях проведения аккредитации специалиста в 2020 году» (зарегистрирован Минюстом России 17.09.2020 № 59942) (далее соответственно — приказ № 806н, приказ № 890н и приказ № 891н) сообщает следующее.

Вложения:
Скачать файл (Pismo_predsedateliam_AK.pdf)Pismo_predsedateliam_AK.pdf[Письмо председателям АК]
Скачать файл (Predsedateliam_AK_ob_osobennostiakh_akkreditatcii_spetcialista_v_2020 g.pdf)Predsedateliam_AK_ob_osobennostiakh_akkreditatcii_spetcialista_v_2020 g.pdf[Председателям АК об особенностях аккредитации специалиста в 2020 г]

Подробнее...

НМП добилась от Минздрава существенной «редактуры» прежней версии приказа о сроках и этапах первичной специализированной аккредитации, который создавал проблемы для выпускников ординатуры по 82 специальностям. Не имея сертификата, они были «вне закона».

Минздрав разработал и направил в Минюст на регистрацию новый приказ о сроках и этапах первичной специализированной аккредитации выпускников ординатуры по всем 94 специальностям вместо 12, как было ранее. Таким образом, выпускники вузов не будут испытывать проблем с трудоустройством, а их работодатели  нести юридические риски, связанные с допуском к работе неаккредитованных сотрудников. Об этом сообщила пресс-служба Национальной медицинской палаты (НМП).

Тема аккредитации специалистов обсуждалась на совещании в Минздраве в конце августа, где представители НМП говорили о юридических рисках для выпускников ординатуры без документов о допуске к медицинской деятельности. После этого министр здравоохранения Михаил Мурашко поручил разработать новый приказ о первичной специализированной аккредитации выпускников ординатуры. Старый приказ о проведении в этом году первичной специализированной аккредитации по 12 специальностям будет отозван, – сообщили «МВ» в НМП.

Подробнее...

Еще статьи...